PDF Print E-mail

Юрий Норштейн: Первый фильм снимал о соседях по коммуналке

Monday, 11 March 2013 12:36 Written by Administrator 777
Юрий Норштейн: Первый фильм снимал о соседях по коммуналке Жили вчетвером на 13 метрах- Юрий Борисович, какой у вас был адрес в Марьиной роще?- Дом № 37 на 6-м проезде. Вообще это был не один дом, а два рядом, между домами росли вишни, шелковица, весной копали огород, сажали зелень, картошку. Топили дровами, у каждой семьи был дровяной сарай. Мужчины пилили и кололи дрова на зиму не только себе, но и соседям, у которых погибли сын, муж, отец. У нас была классическая коммуналка из тех, что много раз описана. Жили вчетвером - мама, папа, брат и я – в комнате 13 метров, в квартире было множество дверей, два коридора - холодный и теплый. В холодном - под железной лестницей – была дверца в кладовку, когда она открывалась, внутрь падал свет.- Напоминает по настроению «Сказку сказок»… - Все это было очень давно, в другом мире, в другом тысячелетии. Но я стараюсь сохранять то острое, живое ощущение мира, которым мы обладаем в детстве – когда все детали видишь крупно и отчетливо. Это очень помогает в работе. -А как вы начали снимать кино? - В 11 лет мне попался номер «Пионерской правды», где объяснялось, как своими руками сделать киноаппарат для съемки фильмов. Это оказалось непросто. Чертежи и инструкции были понятными, но из чего все это делать? И тут мне помог тесный мир коммуналки. Один сосед раздобыл где-то куски жести, другой – линзу для объектива, соседка со второго этажа принесла сухой нашатырь, которым я очищал жало паяльника. Разводить грязь в комнате мать не разрешила – она тогда брала шитье на дом. Я две недели сидел на общей кухне, весь в дыму и запахах припоя. Соседи терпели, иной раз даже что-то советовали. И я его сделал! Заодно открыл для себя базовые понятия киномеханики – обтюратор, грейферный узел и тому подобное. И, жутко гордый, начал снимать первый в своей жизни фильм - естественно, о родителях и соседях. Вот только пленки у меня не было - стоила она дорого и мало где продавалась. Но мне это было и неважно, главное, что я мог снимать. «Шинель» Гоголя – это бездна - Вы делаете фильм «Шинель» с начала 80-х, отснятые материалы получили призы кинофестивалей, а фильм целиком посмотреть еще нельзя. - Если иметь в виду годы прожитой жизни, то в них не вписывается время, которые я затратил на этот фильм. Сейчас готово 20 с чем-то минут: Акакий Акакиевич идет домой, обедает, обнаруживает дыру в шинели... Много сделано, но многое не закончено. Это трудно объяснить, но чем глубже погружаешься в гоголевское пространство, тем больше осознаешь, какая это бездна. В искусстве умение сопрягать – это, может самое главное. Кино – это тоже спряжение: один кадр соединен с другим, персонаж растворяется в пространстве фильма, художник должен иметь в виду, что к изображению, которое он делает, потом будет присоединена музыка, она будет через него проступать.- Почему вы не используете анимационную компьютерную графику? - Не могу снимать на цифру, это такое изображение для меня не дышит, а пленка - дышит и живет. Вообще парадокс: мультипликация – это искусство расчета, требуется постоянно следить за количеством кадров в сюжете, но когда линия расчета пройдена, надо опять возвращаться к стихии искусства. Это трудно, за расчетами может угаснуть главное: понимание, что ты должен сделать, сказать. Находишься в одной стихии, а должен думать совсем о другой. - А почему «Шинель» черно- белая? - Я не противник цвета, наоборот, но «Петербургские повести» его не требуют. Внутренний мир Акакия Акакиевича позволяет сопрягать в единую гармонию огромную разноплановость этого персонажа. Еще давно-давно, только начиная работу над «Шинелью», я вдруг сам себе сказал: «Надо делать Книгу Иова». Я вообще думаю, что «Шинель» - это неосуществленная глава из Книги Бытия, история Акакия Акакиевича, маленького человека, достойна стоять рядом с историей Иосифа и его братьев.«Спокойной ночи!» положили на полку - Куда исчезла ваша заставка к передаче «Спокойной ночи, малыши»? - Я сделал ее в 2000 году, на 3 минуты ушло полтора года работы. Ее полгода показывали, потом ее убрали. Когда японцы узнали, что в России она нигде не идет, они захотели ее купить. Обратились на Первый канал, но там заломили такую цену, что японцы крякнули. И на том все кончилось. Заставка лежит на полке.Источник:zbulvar.ru

Похожие материалы: